Страсти приносят страдания.


06.01.2017

В Святом письме мы можем прочесть такие слова: «и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25,46), где речь идет о нашем будущем состоянии в зависимости от того исполняем мы волю Божию или отвергаем ее. Мука вечная означает страдания, а жизнь вечная блаженство человека в Царствии Небесном. Но не подумайте, что все это ожидает нас где-то в далеком будущем. На самом деле тот, кто отвергает волю Божию, уже в этой жизни становится причастником страданий. Буду называть таковых людей неверующими, потому что вера предполагает стремление к познанию и исполнению Божественной воли. Могут эти страдания касаться и тех, которые находятся в общении с Господом, но отчасти, ибо такие люди более приобщаются мира и любви Божией. Таковых в дальнейшем буду называть верующими. Что же это за страдания? Здесь имеются в виду не те, которые переносит человек в результате войн, стихийных бедствий, болезней и прочих внешних причин, хотя и они являются результатом наших грехов, а страдания, которые приносят нам наши страсти. Подобные страдания особо ощущает верующий человек, но только в момент своего падения, ибо, как говорит апостол: « все мы много согрешаем» (Иак.3,2). Разница лишь в том, что для неверующих перенесение этих страданий привычно, и они могут не обращать на них внимания, то есть считать это в порядке вещей. А верующий глубоко ощущает это болезненное состояние, когда он бывает, оставлен Богом (Пс.29,8) на волю своих страстей. Испытав которое, снова стремится через покаяние возвратиться к общению с Ним, потеряв мир, желает вновь обрести его. Это состояние можно описать примерно так: отступив от Бога, начинаешь понимать, что потерял. Тебе хочется снова к Нему, но страсти ополчаются и тянут тебя ко греху (Пс.7011). Ты не желаешь больше грешить, но понимаешь, что у тебя нет сил сопротивляться, потому что Бог оставил тебя за твое беззаконие (Иоан.15,5). Такое состояние переносится болезненно и смиряет человека. А как известно: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Петр.5,5) и дарует прощение. Тот, кто не познал другой жизни, кроме той в которой живет, не может судить об этом, по причине невозможности сравнения, ведь, как известно все познается в сравнении (говорю здесь не о материальных, а о духовных вещах). Не испытав жизни с Богом, как можно знать, что такое быть Им оставленным. Взирая на окружающий мир, на людей, на их отношения между собой, не только приходишь к мысли, но и становишься свидетелем этих мучений, на которые люди сами себя обрекают, потакая своим страстям. Гневаются, завидуют, ссорятся, злятся, осуждают, обвиняют друг друга, и прочее, отчего находятся в постоянном напряжении, в их душах нет мира. Да и дерзну сказать, они не знают, что такое благодатный внутренний мир Божий, который верующий человек обретает, или правильнее будет сказать, получает в дар, ведя постоянную брань со своими страстями. Ведь всякая страсть приводит к потере внутреннего мира, а там где нет мира, там начинаются страдания. Не буду останавливаться здесь на рассмотрении каждой страсти в отдельности, а лишь на одной более видимой. Ибо у всех их одно и то же свойство, подчинить нас себе, удалить от Бога, сделать неспособными к духовному восприятию, предлагая нам взамен жалкое освобождение от нее лишь на короткое время. Рассмотрим страсть гнева, когда человек приходит в такое состояние. Конечно же, он будет искать оправдание своему поведению, будет винить других в причине своей злобы, будет говорить, что гневаться его вынуждают. Но давайте рассудим? К примеру, если кто-то осознает, что гневаться это плохо (Иак.1,20), что он будет делать? Станет вести борьбу с этой страстью. Но не тогда, когда она не подает признаков присутствия, а именно тогда когда она захочет выйти наружу. И если он не борется с ней в тот момент, то в таком случае никто не виноват кроме него самого, значит, она его устраивает. Такое отношение к страсти, когда ей не противостоят, похоже на извращенную любовь к ней. Вернемся к дальнейшему рассмотрению этой страсти, и каким образом она вынуждает человека страдать. Во первых: она заставляет его нервничать и лишает спокойствия (мирного расположения духа). Во-вторых: может побудить делать действия, о которых потом он может пожалеть. Она распаляет круг общения, да и какие только преступления не совершались в порыве гнева. Такое внутреннее состояние человека, невозможно назвать по-другому, кроме как страдание или мучение. Воздействие страстей в отношении себя, может увидеть и почувствовать всякий человек, вне зависимости верующий он или нет. Надо только стать чуточку внимательным. Тот же, кто старается жить в мире со своим Создателем, видит не только это, но и как страсти пытаются завладеть нами и отдалить нас от Бога, сделать рабами греха (Иоанн.8,34). Подчиняя человека себе, они лишают его способности служить Богу, и делают его богоборцем. Потворство страстям – причина духовной смерти. Как говорит апостол Павел: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? (Рим.6,16). Как и в другом месте, он же говорит: «итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы повиноваться ему в похотях его» (Рим.6,12), «грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим.6,14). Когда человек усмотрит всю горечь этого рабства и возжелает иной жизни, станет искать ее, то найдет ее только в Боге, ибо знания об этой жизни, нам неспособен дать этот мир. А тот, кто не желает освободиться от уз греха и рабство страстям почитает за норму, тот и в будущей вечной жизни не обретет покоя.