Страсти - болезни души.


18.07.2017

Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. Свт. Григорий Палама.

Всякий человек приходящий в этот мир, на своем опыте познает существование болезней телесных, но не все имеют знания, что существуют и болезни духовные. Что кроме смерти телесной (физической), есть еще и смерть духовная. Что телесные наши болезни, связаны напрямую с нашим духовным состоянием, ибо прежде духовное, а потом уже телесное. Так как Бог создал нас не для земных благ, а для наследования небесных, для жизни вечной в Небесном Царствии, то и стремление души к Богу есть естественное здоровое состояние человека. Как только человек полностью утрачивает интерес к Богу, тогда и наступает духовная смерть. Люди далекие от веры, не усматривают в этом состоянии никакой опасности для себя, так как не способны видеть дальше земного (Ин.12,40). И это плохо, ибо тогда они становятся беспечными и неспособными разглядеть всю пагубность этого состояния в отношении себя. Однажды Господь сказал: "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мк.8,36). С этих слов становится ясно, что наша земная жизнь, с ее делами и приобретениями становится малополезной, если мы наносим вред своей душе, если постоянно раним ее грехами, приближая или что еще хуже доведя ее до духовной смерти. Какую опасность несет человеку такое состояние? Оно лишает его возможности общения со своим Создателем, лишает способности уже здесь в этой жизни увидеть и почувствовать Его заботу и любовь по отношению к себе и всему человечеству, а в будущем и вечной жизни, к которой и призван человек. Причиной же духовной смерти являются предшествующие ей духовные недуги, врачеванием которых человек часто пренебрегает, ведь кроме заботы о теле, надлежит человеку заботиться так же и о своей душе. Под духовными недугами будем понимать наши страсти, которые словно язвы непрестанно болящие и гноящиеся отвлекают наш ум от его естественной потребности в общении с Богом. "Смердят, гноятся раны мои от безумия моего" (Пс.37,6-8), "изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли" (Пс.30, 11), так описывает это состояние пророк Давид. Все что в нас есть противное Богу, что заставляет нас отдаляться от Него, можно назвать духовными болезнями. Так, если к примеру, у человека, что-нибудь сильно болит или он имеет открытые кровоточащие раны, то меньше всего он будет думать о делах, которые должен совершить, ибо ум будет занят болезнью. И лишь получив облегчение в своем недуге, вновь сможет приняться за свои дела. Так и в духовной жизни чтобы можно было без помех совершать дело нашего спасения, мы не должны пренебрегать врачеванием наших духовных ран, причиной которых являются грехи. Если человек, не будет этого делать, давая страстям возможность укореняться в себе, то он подобен тому, кто вместо лечения раны, наоборот еще более и более ее раздражает. И если в телесной ране при таких действиях результатом будет заражение, которое повлечет за собой смерть человека, то и в духовном плане не избежать духовной смерти. Что же надо, чтобы положить начало нашего исцеления? Прежде всего, придти к пониманию того, что все мы без исключения заражены грехом и потому имеем нужду в помощи Божией, а значит, нуждаемся и в общении с Ним (Рим.3,11-12). Затем через внимание к себе надобно увидеть, что в нас подлежит врачеванию и заниматься этим непрестанно, и через покаяние и участие в таинствах церкви, через молитву приобщаться освящающей и исцеляющей благодати Святаго Духа. Только таким образом, мы можем останавливать течение этой болезни и избегать духовной смерти, которая страшнее физической, ибо вторая приближает человека к Богу (2Кор.5,8);(Флп.1,23), первая же делает невозможным общение с Ним не в этой жизни, ни в будущей. Поэтому внимательный к себе человек всегда усмотрит, в каком состоянии он находится и сможет приложить усилие к врачеванию своей души. Да и никто пусть не унывает, ведь Господь своим Воскресением даровал нам власть над духовной смертью и всякий человек, который придет к пониманию этого и приложит усилие, сможет с помощью Божией снова воскреснуть для жизни вечной.