Кто мне на небе?

И с Тобою ничего не хочу на земле

(Пс.72,25).


11.05.2016

Недавно мне задали вопрос, который был обращен не только ко мне, но и в адрес всех верующих людей следующих в этой жизни за Богом, путем исполнения Его заповедей, и звучал он так: вот что вам лично дал Бог? Или тем людям, которые постоянно ходят в церковь и молятся, но большинство которых, так и пребывают в нищете и нужде. В их жизни нет перемен. (Под нищетой и нуждой видимо здесь подразумевается простота жизни, отсутствие стремления к обогащению, довольствие тем, что есть). Скажу прямо, этот вопрос подействовал на меня как неожиданный удар, который на время вывел меня из строя. Ведь я никогда и не задумывался над этим, просто в простоте сердца по мере сил пытался следовать за Господом, доверяя Его словам: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин.12,26). Но хвалю Бога, давшего мне пищу для размышления и пусть с запозданием, но все же постараюсь не оставить этот вопрос без внимания. Я не буду говорить о дарах подаваемых Богом в масштабе всего человечества, как например - жизнь, хлеб насущный и прочее, а лишь о тех, которые касаются людей ищущих Бога (Деян.17,26-29). Так что же дает Бог такому человеку в этой земной жизни? Конечно, прежде всего, начатки мудрости, посредством которой он приходит к вере в Бога (т. е укрепляется в вере). Или можно сказать так: мудро поступил, когда уверовал. Святой апостол Иаков говорит о мудрости как о даре Божием, которая подается нам и по нашему прошению: «если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему» (Иак.1,5). Не говорит, просите богатства, славы, почестей, к которым часто стремятся люди века сего, а мудрости, через которую открывается нам путь к пониманию смысла нашей земной жизни. В книге притчей Соломона тоже читаем: «Главное мудрость» (Притч.4,7), но не та мудрость мира сего, что названа безумием перед Богом (1Кор.3,19), а сходящая свыше, начало которой страх Господень (Притч.1,7), следующий за смирением (Притч.22,4). Страх же Господень рождает благоговение, прибавляет дней (Притч.10,27), становится источником жизни, удаляющим от сетей смерти (Притч.14,27), научает мудрости (Притч.15,33), отводит от зла (Притч.16,6). И именно эта мудрость, начало которой ни что иное, а страх Божий, меняет жизненные ориентиры человека и дает распознать ему, что есть истинное сокровище, к которому нужно стремиться в этой жизни, и это отнюдь не то о чем сказано выше. Поэтому человек, надеющийся на Бога, при всей скромности своей жизни, счастливее любого богача, ибо он богат духовно. Как сказано: «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище и при нем тревога» (Притч.15,16), или «малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых» (Пс.36,16). Страх Божий как начало послушания и доверия Богу (начало преображения человека (Мф.5,48)), и мудрость, приводящая и удерживающая на пути познания Бога, без которой жизнь земная для человека становится бесполезным времяпровождением (не приносящая плодов духовных), без сомнения превосходят все богатства или привилегии этого мира (Мф.16,26). Причина этому замена ценностей у верующих людей. Как сказано: «Ибо, что высоко у людей, то мерзость перед Богом» (Лк.16,15). Конечно, кто-то может и посмеяться над этим, как когда-то смеялись над Господом сребролюбивые фарисеи, когда Он научал их, что нельзя служить одновременно Богу и мамоне (Лк.16,13-14). Но давайте вернемся к Святому письму. Апостол Павел в послании к Филиппийцам говорит о том, что ради Христа он почел тщетою все то, что было для него преимуществом, и что ради Него он отказался от всего (Флп.3,7-12). Вот вам наглядный пример, чем ближе человек становится к Богу, тем меньше его привлекают земные вещи, «ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк.12,34). Верующего человека можно уподобить кормчему, плывущему по бушующему морю, который ради удержания своего судна на плаву, постепенно освобождает его от груза во избежание потопления (Деян.27,18-19). Здесь имею в виду, освобождение от всего того, что становится помехой на пути спасения, что мешает возлюбить Бога всем сердцем, всею душою и всем разумением своим (Мф.22,37-38). И помеха эта, неразумная любовь ко всему земному. Апостол Иоанн Богослов в своем послании говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2,15-17), так же и у апостола Иакова читаем: «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак.4,4). А все потому, что любовь к этому миру и к его благам, становится причиной любостяжания, привязанность к которому стала сетью для многих. « Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» говорит Господь (Мк.8,36-37) . Взгляд на жизнь с точки зрения обогащения, а не спасения удаляет человека от Бога. По этому поводу Господь предупреждает нас: «смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.12,15). Простота жизни не есть порок, а разумное удаление человека от тех факторов, которые могут стать причиной забвения Бога. Конечно, в лоне церкви пребывают и люди с достатком. Но таковым следует помнить о существовании опасности в обращении с богатством (Мк.10,23-25), ведь многих оно погубило, поработив и заставив, поклонятся и надеяться на него. Поэтому осмелюсь предложить таковым маленькую инструкцию, составленную на основании Святого письма.
1) «когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс.61,11)
2) «Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде» (Пс.111,5).
3) « чтобы не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (2Тим.6,17-20).
Ну, а в отношении перемен происходящих в нашей жизни скажу словами того же апостола: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор.4,16-18). Не гоняйтесь за благами мира сего, а «ищите прежде Царствия Божия и правды Его» (Лк.12,31), а остальное приложится вам. Таково обещание Господа. А потому да не смущает никого жизнь тех, для которых главное богатство это союз любви с Богом.