Церковь земная - Церковь

воинствующая.


24.08.2015

Некто спросил священника, как ему работается в церкви. На что батюшка ответил: - Я не работаю, я служу. - Вы говорите так, словно вы военный, ответил собеседник. - Именно так, я являюсь воином Христовым, как и все крещеные люди, ответил батюшка. Или вы не слышали, что церковь земная есть церковь воинствующая? - Как это, заволновался собеседник, ведь церковь должна быть олицетворением добра, любви и мира, а слово воинствующая, ассоциируется у людей не с очень добрыми понятиями еще и в наше время. - Это происходит от того, что люди не совсем правильно понимают свое предназначение, и цели церкви Христовой в этом мире произнес батюшка. - Вы знаете, мне первый раз приходится такое слышать от священнослужителя, но все равно я не могу согласиться с вами, ответил собеседник. И начал вспоминать, что кто-то там, в церкви благословлял кого-то на войну, освящал оружие и боеприпасы и так далее и тому подобное. В итоге разговор зашел в тупик.

Часто люди смотрят на церковь только с земной точки зрения, забывая о ее духовной стороне, но именно эта сторона является важнейшим фактором в повседневной жизни всякого человека. Во время крещения (еже сотворити оглашеннаго), в первой молитве запрещения, есть такие слова: «изыди, и отступи от запечатанного новоизбранного воина Христа Бога нашего», которые указывают нам на то, что через это таинство мы становимся новобранцами воинства Небесного. Запечатанного, то есть причисленного, на которого Бог накладывает свою печать (печать дара Духа Святаго), удостоверяющую, что он с этого момента принадлежит Богу. Поэтому и говорится изыди и отступи, как от того с кем диавол уже не имеет части. В другой молитве мы испрашиваем благословение Божие на ратные подвиги и просим: «сокруши сатану под нозе его вскоре, и даждь ему победы на него, и на нечистые его духи». Став посредством крещения воином Христовым, человек хочет он этого или не хочет, приобретает себе противников, с которыми невозможно примирение и которые будут противостоять ему во все дни его земной жизни. Как сказано: «трезвитесь, бодрствуйте, потому, что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5,8). Если конечно человек не крестился так, для галочки, просто чтобы называться христианином, для которого проще капитулировать, нежели вести брань. Но чтобы мы не забывали о своем воинском долге, апостол Павел призывает нас облечься во-всеоружие Божие, но воинствовать не против ближнего своего, «ибо наша брань не против крови и плоти, …а против духов злобы поднебесных» (Еф.6,11-18). И именно об этом люди, увлекшись мирской суетой, часто забывают. Борьба со своими страстями и искушениями, посредством которых диавол пленяет души человеческие, сейчас не в моде. Гораздо легче ничего не делать и не загружать свою голову мыслями о том, что Бог и церковь призывает нас к покаянию, к духовным подвигам, к святости жизни и так далее, проще всего возложить упование на Его милость, мол, Бог все простит. А ведь именно поражение народа на духовном уровне (когда дьявол становится хозяином душ человеческих), делает возможным возгорание противостояний и между людьми, или попросту сказать приближает начало войны. Именно это мы сейчас и наблюдаем. Вспомним евангельский эпизод, когда Господь общался с иудеями и когда они доказывали Ему, что одного Отца имеют, Бога. На что Господь сказал: «ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин.8,44). Вот вам пример, когда люди не желали исполнять заповеди, служить Богу как должно, но при этом считали, что они все еще Божии. Поэтому Господь, обличая их, указывает им на то, что они давно уже служат не Богу и дела их как раз свидетельствуют об этом. Этот пример подводит нас к пониманию того, что кому мы служим, того мы и рабы (Рим.6,16). Если служим Богу, то должны научаться быть верными Ему, а значит, не избежим духовной брани, а служение своим страстям, желаниям, означает отдать себя в послушание диаволу (быть побежденным). Отсюда и все беды, включая и сегодняшние события, в которых нельзя оправдаться и сказать, что вот на нас напали, и мы защищаемся. Война это столкновение двух зол: одно выступает намеренно, а другое вынуждено. Но не тот, ни другой не может оправдать свои действия, ибо зло в каких проявлениях оно не выступает, не перестает от этого быть злом. Апостол Павел учит нас: «никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» (Рим.12,17), не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12,21). Ведь если бы люди прилежно противостояли бы диаволу и его козням, и исполнялись любви, которая «не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1Кор.13,5), если бы истребляли в себе все худые намерения, то о такой ситуации как война, нигде не было бы и речи (1Кор.16,13-14). Поэтому важность духовного пути для человека, в качестве воина Христова не только непререкаема, но и долг каждого христианина, так как является основанием благословений Божиих не только на уровне одного человека, но также державы или всего мира. После отречения от сатаны и сочетания со Христом, мы уже не можем оставаться в стороне от этой невидимой брани, мы все равно оказываемся втянутыми в нее, но одно дело научиться побеждать в этом противостоянии, и совсем другое быть всегда побежденным. Бог через апостола Павла предупреждает нас и говорит что: «если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» (Евр.10,38). Для верующего человека потерять благоволение Божие наверно будет пострашнее, чем потерять благоволение всего мира. Мы должны помнить, что «нам дано ради Христа не только веровать, но и страдать за Него» (Флп.1,29). Поэтому «укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф.6,10), «дабы мы могли противостать в день злый и, все преодолев устоять» (Еф.6,13). Церковь святая без спору есть проповедница любви, мира и добра, она указывает, научает и наставляет нас на путь к осуществлению этой цели. Но быть этому или не быть зависит от нас, и если мы хотим этого, то должны участвовать в этом невидимом противостоянии на стороне Господа. Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4,7-10). Поверьте, другого пути нет.